Закупка банковской гарантии по 44 фз

Рекомендуем также ознакомиться со статьей, в которой разъясняются требования к банку при выдаче банковской гарантии. Это поможет вам не стать жертвой мошенников.

Содержание
  1. Требования к банковской гарантии
  2. Когда применяется
  3. Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ
  4. Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ
  5. Дополнительные условия
  6. Госзакупки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам
  7. Новые правила для обеспечения заявки
  8. В обеспечении контракта все по-прежнему
  9. В каких банках можно получить гарантию
  10. Какие поставщики могут претендовать на гарантию
  11. Какие документы нужно собрать для получения гарантии
  12. Уставные документы
  13. Налоговые и бухгалтерские документы
  14. Банковские документы
  15. Закупочные документы
  16. Что делать победителю, чтобы не опоздать с заявкой
  17. Статья 45. Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий
  18. Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ: что это и как работает? Подробная инструкция
  19. Обеспечение гарантийных обязательств – что это за мера, и для чего она нужна?
  20. В чем отличие обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта
  21. Случаи обязательного предоставления гарантийных мер
  22. Размер обеспечения гарантийных обязательств и срок их предоставления
  23. Способы обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ
  24. Срок возврата гарантийных мер по 44-ФЗ
  25. Возможно ли отменить ранее установленные в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств?
  26. Заключение
  27. Как работает банковская гарантия по 44-ФЗ
  28. Банковская гарантия по 44-ФЗ – что это
  29. Участники
  30. Размер обеспечения
  31. Стоимость банковской гарантии
  32. Срок действия банковской гарантии
  33. Кто имеет право на выдачу банковской гарантии
  34. Как оформляется банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?
  35. Какими правовыми нормами регулируется
  36. Понятие и случаи предоставления
  37. Содержание документа
  38. Какую документацию запрашивает банк от поставщика
  39. Какие документы заказчик обязан предоставить банку
  40. Срок действия
  41. Можно ли вернуть банковскую гарантию после исполнения контракта
  42. Есть ли основания для отказа в приеме гарантии
  43. Реестр банковских гарантий
  44. Какие сведения содержит
  45. Онлайн-калькулятор расчета стоимости

Требования к банковской гарантии

Требования 44-ФЗ и 223-ФЗ к такому документу различаются, в данной статье мы рассмотрим оба случая и объясним, почему понятие «требование банковской гарантии 1005» некорректно.

Для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ поставщик может гарантировать применение и исполнение договора либо путем внесения денежных средств на счет клиента, либо посредством независимой (банковской) гарантии, то есть обязательства банк выплатить заказчику определенную денежную сумму в случае нарушения участником требований, предусмотренных законодательством и закупочной документацией. Это удобно, когда у поставщика нет свободных средств для перевода на счет клиента для подтверждения его намерения заключить договор и выполнить все его условия.

Рекомендуем также ознакомиться со статьей, в которой разъясняются требования к банку при выдаче банковской гарантии. Это поможет вам не стать жертвой мошенников.

Когда применяется

Важно их не перепутать, так как условия использования разные.

Независимая гарантия принимается в качестве обеспечения заявок только при участии в закрытых торгах и аукционах. Участие в этих процедурах является необходимым и подтверждает намерение провайдера подать заявку и заключить договор. При этом срок действия документа должен истекать не ранее, чем через два месяца после окончания срока приема заявлений.

В качестве гарантии исполнения договора она может быть предоставлена ​​на любую процедуру, а срок ее действия должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц. Используется только в случае признания участника победителем.

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ

Полный список содержится в статье 45. При их несоблюдении заказчик откажется от принятия гарантии. Нарушителю будет отказано в допуске к участию в закупке (если заявка будет получена) или откажется заключить договор и обратиться в антимонопольную службу (если договор принудительно исполнен). В последнем случае высока вероятность того, что в реестр попадут недобросовестные провайдеры.

Что требует закон? Банковская гарантия должна, прежде всего, быть безотзывной. Во-вторых, соответствовать требованиям покупки. В-третьих, быть включенным в реестр единой информационной системы (ЕИС). Наконец, вы должны указать:

сумма, которую банк выплачивает клиенту, обязанности участника договора, обязательство по уплате штрафа за каждый день просрочки, условие фактического поступления денег на счет клиента, период действия, условие заключения договора о гарантии банка по обязательствам участника, вытекающим из заключения договора, перечень документов, которые предоставляет клиент для оплаты поручителем денежных сумм, в соответствии с Постановлением Правительства №1005.

Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ

В данном случае все намного проще, этот закон не устанавливает такой строгой процедуры, как 44-ФЗ, а лишь определяет основные правила приема на работу. Каждый клиент сам решает, какие условия будут достаточными для принятия такой формы гарантии, фиксирует их в Положении о закупке и размещает в реестре ЕИС. В большинстве случаев Положение о закупках дублирует соответствующие условия 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ допускает использование в качестве залога любого самостоятельного предмета залога в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Дополнительные условия

Постановление Правительства №1005 не требует банковских гарантий, но утверждает перечень документов, о котором мы уже упоминали выше, и устанавливает дополнительные условия. Например, согласно Постановлению, такой документ необходим:

Кроме того, необходимо установить условие, что расходы, возникающие в связи с переводом денег, несет банк. Вы можете найти полный список в Резолюции.

Поэтому такое расположение является разумным решением с экономической точки зрения. Его стоимость обычно составляет 2-10% от суммы залога, что намного выгоднее, чем вложение собственных средств или получение бизнес-кредита.

Нет, он этого не делает. Запрет на привлечение залога будет действовать, но ненадолго, до 30 июня 2019 года включительно. С 1 июля 2019 года поставщики, подающие заявки на участие в открытых торгах, двухэтапных торгах и торгах с ограниченным участием (все в электронной форме), а также на участие в электронном аукционе, смогут предоставлять банковскую гарантию вместо «живые» деньги (ч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Госзакупки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам

В сфере государственных закупок, которые осуществляются на основании законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ, происходят регулярные изменения. На этот раз они связаны с гарантией участия в закупках. Мы уже публиковали материал о гарантийных платежах и банковских гарантиях (см. «Гарантийные платежи в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). И сегодня мы поговорим о новых правилах обеспечения заявки и новом списке банков, выдающих гарантии. Также остановимся на том, какие документы необходимо подготовить для получения гарантии и какие меры предпринять, чтобы не затягивать с получением.

Новые правила для обеспечения заявки

Однако, по общему правилу, для обеспечения заявки на покупку, совершенную на бумаге, может быть предоставлена ​​только банковская гарантия. Поскольку закрытые аукционы и торги до недавнего времени носили исключительно «бумажный» характер, участники этих закупок могли воспользоваться банковской гарантией. Но для участников электронного аукциона гарантия была невозможна.

Но ситуация меняется. С июля 2018 года заказчики могут проводить открытый тендер, двухэтапный тендер и закрытый тендер как в бумажном, так и в электронном формате. А с января 2019 года эти процедуры станут обязательными электронными (п. 43 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Значит ли это, что со следующего года, участники таких закупок потеряют возможность обеспечения заявки банковской гарантией?

Нет, он этого не делает. Запрет на привлечение залога будет действовать, но ненадолго, до 30 июня 2019 года включительно. С 1 июля 2019 года поставщики, подающие заявки на участие в открытых торгах, двухэтапных торгах и торгах с ограниченным участием (все в электронной форме), а также на участие в электронном аукционе, смогут предоставлять банковскую гарантию вместо «живые» деньги (ч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

В обеспечении контракта все по-прежнему

Что касается положения контракта, то здесь нет никаких новостей. Как и прежде, все победители покупки, независимо от способа проведения торгов, могут выбрать, как внести залог: перевести деньги на счет клиента или предоставить банковскую гарантию. Если поставщик выбрал второй способ и получил гарантию, то в случае несоблюдения условий договора ответственность будет нести банк-гарант.

В каких банках можно получить гарантию

По состоянию на июнь 2018 года обеспечение может быть получено в банке, соответствующем требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 года № 440 (перечень таких банков опубликован на сайте МВД России) финансов). До июня гарантии выдавались кредитными организациями, соответствующими требованиям статьи 74.1 НК РФ.

Какие поставщики могут претендовать на гарантию

По закону не все участники могут запросить гарантию, а только те, кто соответствует ряду критериев:

    компания-поставщик не находится в стадии ликвидации, не признана банкротом и ее деятельность не приостановлена; у поставщика нет задолженности по налогам; начальник и главный бухгалтер не имеют судимостей в сфере экономики; за последние два года начальник не привлекался к административной ответственности (уголовной не имеет значения); поставщик и клиент не являются аффилированными лицами; поставщик обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности; провайдер не является оффшорной компанией.

Кроме того, почти все кредитные организации проверяют финансовое состояние претендента, запросившего гарантию. Как правило, положительное решение принимается в отношении тех, кто соответствует следующим условиям:

    провайдер присутствует на рынке не менее года (иногда требуется более длительный срок); отсутствие убытков за последние два и более отчетных периода (сезонные убытки часто не учитываются); были ротации по текущему счету в течение последних шести месяцев и более; имеется опыт выполнения необходимых по условиям договора работ (оказание услуг, поставка товаров), имеются выигранные тендеры по данному направлению; наличие у поставщика материально-технической базы для исполнения договора (персонал, материалы, запасные части, помещения, оборудование и т. п.).

Какие документы нужно собрать для получения гарантии

При первом обращении в банк за залогом потребуется подготовить полный пакет документов. При повторном обращении достаточно обновить ранее представленную информацию.

Состав полного пакета зависит от кредитной организации. В подавляющем большинстве случаев он включает в себя юридические, налоговые, бухгалтерские и банковские документы, а также информацию о покупке.

Уставные документы

    письмо; свидетельство о регистрации; решения и протоколы о назначении на должности главного и главного бухгалтера; свидетельства о переводе ИНН и ОГРН; паспорта учредителей; подтверждение права на занимаемое помещение (выписка из поземельной книги или договор аренды)

Налоговые и бухгалтерские документы

    оригинал выписки из государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, полученный не более 30 дней назад. При наличии квалифицированной электронной подписи выписку можно получить в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Документ, заверенный инспектором казначейства, приравнивается к бумажной декларации;
    многие банки требуют справку об отсутствии налогов. Его можно получить в инспекции по месту регистрации, подав туда письменный запрос. Также получить справку можно через личный кабинет налогоплательщика. Инспекция готовит справку за 10 дней. Справка всегда выдается на бумаге, даже если заявление было подано в электронном виде; для ИП на общей системе налогообложения – декларация по форме 3-НДФЛ (чаще всего за последний год); для компаний на общей системе налогообложения – налог на прибыль и декларации по НДС (чаще всего за последний год); для поставщиков на УСН – декларация на УСН (чаще всего за последний год); финансовая отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках) за последний год.

Банковские документы

Если гарантийный запрос не представлен в банк, в котором у поставщика имеется расчетный счет, банк может запросить:

Закупочные документы

Чтобы не пропустить публикацию информации о нужной покупке, подключите сервис «Контур. Покупки». В нем поставщик (исполнитель, исполнитель) может настроить шаблоны запросов на все предложения «своих» товаров (работ, услуг). После этого продавец быстро получит уведомления по электронной почте о том, что интересующая его покупка появилась на том или ином сайте. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно следить за информацией и позволит вам оперативно реагировать на интересующие вас закупки.

Что делать победителю, чтобы не опоздать с заявкой

При первом обращении в банк исполнение гарантии занимает 3-7 дней, при втором обращении – 2-3 дня. Победитель, выигравший аукцион, не всегда успевает уложиться в этот срок, чтобы получить гарантию обеспечения контракта. Риск опоздать особенно велик, когда указанный период приходится на праздничные дни. Если поставщик не успеет выдать гарантию, вы потеряете заказ, а вернуть его практически невозможно даже через суд.

Поэтому лучше сделать предварительный запрос залога до победы в торгах. Многие кредитные организации принимают предварительные заявки с электронными приложениями на своих сайтах.

Есть еще один способ не опоздать. Это лимит, заранее установленный банком. Такие лимиты, как правило, выдаются теми банками, в которых у претендента есть расчетный счет. Банк не спеша рассматривает документы и утверждает лимит по банковской гарантии на определенную сумму на один-два года. В течение этого времени поставщик, выигравший тендер, может воспользоваться гарантией, не рассматривая заявку.

Вы также можете ускорить получение гарантии с помощью квалифицированной электронной подписи. Если его выдает провайдер, то весь документооборот с банком будет осуществляться в электронном виде, то есть намного быстрее. Сама гарантия также будет предоставлена ​​в электронном виде.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к уровню кредитного рейтинга, присвоенного банку одним или несколькими рейтинговыми агентствами, сведения о которых Центральный банк Российской Федерации вносит в реестр кредитных агентств рейтинг, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации по методике, соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ “О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации”. Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации.

Статья 45. Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий

1. Клиенты принимают независимые гарантии, выданные:

1) банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и включенные в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;

3) фонды кредитного содействия (гарантийные фонды, обеспечительные фонды), участвующие в национальной системе гарантий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предприятия и средние предприятия в Российской Федерации” (далее – региональные гарантийные организации), отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и включенные в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при совершении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);

4) Евразийский банк развития (если участником приобретения является юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, либо физическое лицо, являющееся гражданином государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к уровню кредитного рейтинга, присвоенного банку одним или несколькими рейтинговыми агентствами, сведения о которых Центральный банк Российской Федерации вносит в реестр кредитных агентств рейтинг, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации по методике, соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ “О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации”. Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, отвечающих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере заключения договоров на основании информации, поступающей от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит опубликованию на официальный сайт федерального органа исполнительной власти по регулированию договорной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям или несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям.

1.3. В период реализации плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, со дня утверждения такого плана плана, заявки и исполнение договоров могут быть обеспечены независимыми гарантиями указанного банка независимо от соблюдения (несоблюдения) указанным банком требований, установленных в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, по решению Совету управления Центрального банка Российской Федерации о гарантии непрерывности деятельности указанного банка.

1.4. В период реализации плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, со дня утверждения Правлением директоров Центрального банка Российской Федерации такого плана, такой банк не будет исключен из такого списка при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении преемственности деятельности такого банка.

1.5. Сведения о факте и дате утверждения плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренных частью 1.2 настоящей статьи, и сведения о факте и дата принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении непрерывности деятельности такого банка в период реализации указанного плана направляются Центральным банком Российской Федерации России в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

1.6. Если банк, включенный в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения плана участия Банка России в отношении такого банка в реализации мер по предупреждению банкротства исключается из числа таких перечень до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении непрерывности деятельности указанного банка в период реализации плана участия Банка России в реализации мер по предотвращению банкротства банков.

1.7. Перечень региональных гарантийных организаций ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере заключения договоров на основании информации, поступающей от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательства, и подлежит опубликованию на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию системы договоров в сфере заключения договоров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии регионального гарантийного органа, не включенного в перечень, требованиям, установленным в соответствии с подпунктом 3 части 1 настоящей статьи, либо несоответствии регионального гарантийного органа.

2. Независимая гарантия должна быть безотзывной и содержать:

1) сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случаях, установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона, либо сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случае ненадлежащего соблюдения обязанности доверителя в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код договора, при исполнении которого предоставляется такое самостоятельное поручительство;

2) обязательства принципала, правильное выполнение которых обеспечивается независимой гарантией;

3) обязанность поручителя уплатить клиенту неустойку в размере 0,1 процента от подлежащей уплате денежной суммы за каждый день просрочки;

4) условием, при котором исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции с полученными гарантом денежными средствами клиента;

5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора о предоставлении независимой гарантии по обязательствам доверителя, вытекающим из договора при его заключении, в случае, если независимая гарантия предоставляется в качестве обеспечения исполнения контракт;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых клиентом гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии.

3. Независимая гарантия будет включать условие о праве клиента на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарант не удовлетворил требование заказчика об уплате в срок, не превышающий десяти рабочих дней, денежной суммы по независимой гарантии, направленной досрочно.

3.1. В соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размер гарантии исполнения договора, предоставленной в виде самостоятельной гарантии, уменьшается заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа является дата включения сведений, предусмотренных частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона, в соответствующий реестр договоров, предусмотренных статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включать в условия независимой гарантии требование о представлении клиентом гаранту юридических актов, подтверждающих несоблюдение принципалом обязательств, гарантируемых независимой гарантией.

5. Заказчик обязан рассмотреть полученную независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее получения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. Основанием для отказа от принятия независимой гарантии клиентом является:

1) отсутствие сведений о независимой гарантии в реестрах независимых гарантий, предусмотренных настоящей статьей;

2) нарушение гарантии независимо от требований, установленных пунктами 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;

3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении о заключении контракта, приглашении, контрактной документации (если настоящим Федеральным законом предусмотрена контрактная документация), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа от принятия независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, сообщает в письменной форме или в форме электронного документа о лице, предоставившем независимую гарантию, с указанием причин, по которым послужило основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в которых заказчик извещает лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием таких оснований в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

8. Независимая гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, сведения о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр независимых гарантий, публикуемый в единой информационной системе, за исключением самостоятельных гарантий гарантии, указанные в части 8.1 настоящей статьи. Указанный учет ведется путем включения в порядке, предусмотренном частью 8.2 настоящей статьи, указанных сведений и документов в дело и присвоения учетного номера. В течение одного рабочего дня после включения таких сведений и документов в отдельный реестр залога поручитель направляет принципалу выписку из отдельного реестра залога.

8.1. Сведения о самостоятельных гарантиях, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, на официальном сайте не публикуются, а при совершении закупок в случае, предусмотренном пунктом 1 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона, включаются в закрытую реестр независимых гарантий, который не публикуется в единой информационной системе и на официальном сайте.

8.2. Дополнительные требования к независимой гарантии, используемые для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включение сведения в нем, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования о выплате денежной суммы под независимую гарантию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Реестр независимых гарантий и закрытый реестр независимых гарантий должны включать следующие сведения и документы:

1) наименование, местонахождение поручителя, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

2) наименование, местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося заказчиком, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

3) денежная сумма, указанная в независимой гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае несоблюдения участником контракта требований настоящего Федерального закона в установленных случаях;

5) утратил силу с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ;

6) иные сведения и документы, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Утратил силу с 1 апреля 2015 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ.

11. Не позднее одного рабочего дня с даты выдачи независимой гарантии или дня внесения изменений в условия независимой гарантии Гарант включает сведения и документы, указанные в части 9 настоящей статьи, в реестр независимых гарантий либо направляет их в соответствии с порядком формирования и ведения сведений закрытого реестра независимых гарантий для включения в закрытый реестр независимых гарантий.

12. В случае предоставления новой гарантии исполнения договора в соответствии с частью 30 статьи 34, пунктом 9 части 1 статьи 95, частью 7 статьи 96 настоящего Федерального закона возврат независимой гарантии со стороны клиента к гаранту при условии, что указанная независимая гарантия не сделана, и взыскание таковой не произведено.

13. Исключение банка из перечня, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, региональной гарантийной организации из перечня, предусмотренного частью 1.7 настоящей статьи, не прекращает действия самостоятельных гарантий, выданных гарантом и принятых клиентами и не освобождает гаранта от ответственности за несоблюдение или ненадлежащее выполнение условий указанных независимых гарантий.

При установлении клиентом гарантийных мероприятий в проекте договора должны быть указаны порядок и сроки их введения, а также условия возврата.

Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ: что это и как работает? Подробная инструкция

Год назад по 44-ФЗ заказчики были обязаны требовать от поставщиков гарантийных обязательств по договору, если гарантийные требования были указаны в техническом задании (124-ФЗ). Теперь у заказчиков такой обязанности нет, с 1 июля 2020 года она заменена правом. Однако в этой теме остается еще много неясных моментов.

Многие поставщики и заказчики до сих пор не решили вопрос гарантийных обязательств. Масла в огонь подлили новые поправки в 44-ФЗ, принятые 124-ФЗ 24 апреля 2020 года.

Обеспечение гарантийных обязательств – что это за мера, и для чего она нужна?

Внести залоговое обязательство можно двумя способами: наличными и с банковской гарантией. В обоих случаях поставщик предоставляет их заказчику до подписания акта приема-передачи договора в целях гарантии качества товаров (работ, услуг) в течение всего гарантийного срока эксплуатации.

В пункте 4 статьи 33 44-ФЗ встречается термин «гарантийные обязательства». Что входит в это понятие?

Важной характеристикой является то, что клиент может делать заявки на товары/работы/услуги в случае необходимости, то есть тогда, когда он считает это нужным. За исключением случаев, когда объектом покупки являются машины и оборудование. Тогда это будет обязательно. Поэтому участникам закупки следует внимательно ознакомиться с извещением и конкурсной документацией для выявления в них наличия данного условия.

Новые провайдеры не видят разницы между получением гарантий и обеспечением выполнения контракта. Это совершенно разные измерения, которые не следует путать друг с другом.

Исполнение договора предоставляется клиенту в виде денежных средств или банковской гарантии участником, выигравшим торги при заключении договора, в целях снижения возможных финансовых рисков клиента в случае несоблюдения или некачественное выполнение поставщиком работ.

В чем отличие обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта

Отдельно отметим еще 2 отличительные особенности, помимо упомянутых выше:

1) Клиент может предъявить гарантийное требование по гарантийным обязательствам, даже если предоставление гарантии не требуется для исполнения договора. Например, при покупке компьютерной техники через электронный запрос цен клиент не может установить требование ОИК (ч. 1 ст. 96 44-ФЗ), но может потребовать гарантийных мероприятий, так как при покупке техники обязан указать требования к гарантийные обязательства по техническому заданию.

2) ОИК предоставляется победителем торгов до заключения договора, а обеспечение гражданской защиты обеспечивается исполнителем (исполнителем, подрядчиком) до подписания акта с Заказчиком.

Случаи обязательного предоставления гарантийных мер

Поставщик должен гарантировать выполнение гарантийных обязательств, если заказчик указал это требование в документации. Несмотря на то, что по состоянию на 1 июля 2020 г установление данного требования является для заказчика правом, а не обязанностью (ч. 2.2 ст. 96 44-ФЗ), поставщик обязан его соблюдать при наличии у заказчика использовал его Правильный.

Если заказчик установил это требование, то оно распространяется на всех без исключения соискателей контракта (включая представителей СМП и СОНКО).

Заказчик может требовать предоставления гарантийных обязательств только при наличии в договоре гарантийных обязательств, в том числе требований к гарантийному сроку приобретаемой продукции (работ, услуг).

Согласно части 4 ст. 33 44-ФЗ заказчик обязан требовать гарантийных мероприятий в случае приобретения машин и оборудования. В остальных случаях установление этого требования является лишь правом.

Перечня покупок, в отношении которых покупатель «вправе» требовать мер безопасности, в договорном праве не существует. Например, при покупке мебели или строительных услуг клиент, скорее всего, запишет гарантийные требования. Но вы можете и не делать этого, все зависит от ваших предпочтений.

В практике госзаказов бывают случаи, когда заказчики устанавливают требование обеспечения качества и не понимают, зачем они это делают. Такие ситуации типичны при покупке продуктов питания, лекарств, программного обеспечения. Плохо то, что клиенты, сами того не понимая, одновременно требуют предоставления гарантий по гарантийным обязательствам в указанных закупках. Путаница возникает из-за того, что заказчики не различают термины «гарантия» и «остаточный срок полезного использования». Минус в том, что предъявление требований к залогу и обеспечение залоговых обязательств в этих случаях формально не нарушает 44-ФЗ.

Размер обеспечения гарантийных обязательств и срок их предоставления

Частью 2.2 статьи 96 44-ФЗ предусмотрено, что размер гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены договора. Например, если НМЦК составляет 1 миллион рублей, то ГО можно установить от 0 до 100 тысяч рублей включительно.

Говоря о сроках введения ОГО, следует руководствоваться пунктом 1 части 13 статьи 34 44-ФЗ: если заказчик установил это требование, то в проекте договора он обязан указать порядок и сроки для исполнения подрядчиком гарантийных обязательств.

Особый интерес представляет часть 7.1 статьи 94 44-ФЗ, в которой указано, что в случае указания заказчиком требования обеспечения гражданской защиты, то документ о приемке товаров или работ составляется после внесения подрядчиком этого обеспечения в соответствии с п норм 44-ФЗ (это не относится к отдельному этапу исполнения контракта).

То есть предоставление залоговых обязательств должно быть произведено в указанные заказчиком сроки ДО выдачи акта приема-передачи, иначе заказчик просто не подпишет документы.

Способы обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ

Какой способ выбрать, решает художник. Следует ориентироваться на сумму залоговых обязательств и гарантийный срок. Первый вариант подходит, если сумма и срок гарантии небольшие, в остальных случаях целесообразно оформить банковскую гарантию.

Правила выдачи банковской гарантии указаны в ст. 45 44-ФЗ. Кроме того, поставщик имеет право взять общую банковскую гарантию и две. Одна гарантия покроет исполнение договора до заключения договора, а вторая покроет обеспечение гражданской защиты до подписания приемо-сдаточных документов.

Генеральная банковская гарантия будет гарантировать выполнение работ по объекту договора, а также содержать обязательства банка по обеспечению гарантийных обязательств. Такой замер предоставляется клиенту перед подписанием договора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 96 44-ФЗ банковская гарантия как для обеспечения исполнения договора, так и для обеспечения гарантийных обязательств должна быть действительна не менее 1 месяца после исполнения договорных обязательств (превышать установленный срок) срок исполнения обязательств по договору не менее чем на 1 месяц).

Формы обеспечения обязательств поручительства могут меняться от одной к другой (по желанию исполнителя). Это право поставщика указано в п. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Еще одной отличительной особенностью положения о залоговом обязательстве ICO является то, что его размер не может быть уменьшен на объем уже проделанной работы.

Срок возврата гарантийных мер по 44-ФЗ

44-ФЗ ничего не говорит о том, как вернуть обеспечение залоговых обязательств. А возврат ОИК подробно описан в п. 27 ст. 34 44-ФЗ, поэтому заказчики пользуются этим положением:

Рекомендуем внимательно изучить проект договора на предмет условий возврата. Если заказчик их не указал, воспользуйтесь своим правом направить ему запрос на разъяснение положений документации о закупке с просьбой указать этот срок.

Возможно ли отменить ранее установленные в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств?

Для ответа на этот вопрос обратимся к части 4 статьи 5 124-ФЗ:

Правило вступило в силу 24 апреля 2020 года!

Редкость этого абзаца вызвала большие разногласия со стороны клиентов, руководителей бизнеса и регулирующих органов. С одной стороны, данная норма призвана расширить «право» заказчика требовать мер обеспечения по договорам, заключенным до 1 июля 2020 года. С другой стороны, запрещает вносить изменения в уже заключенные договоры. Поэтому естественно напрашивается вывод, что применение данного положения возможно только при планировании, объявлении и изменении мероприятий, организованных в период с 24 апреля 2020 года по 1 июля 2020 года.

Заключение

Клиент устанавливает требование по обеспечению гарантийных обязательств, если это необходимо (не относится к закупке машин и оборудования). Он не может превышать 10% от НМЦК. В большинстве случаев обеспечение гражданской защиты устанавливается в процедурах, предметом которых является имущество, в паспорте которого прописан гарантийный срок эксплуатации.

При установлении клиентом гарантийных мероприятий в проекте договора должны быть указаны порядок и сроки их введения, а также условия возврата.

Гарантийные мероприятия могут быть предоставлены 2-мя способами: наличными или банковской гарантией. В противном случае клиент не будет подписывать акты приема-передачи.

Введение законодателями в систему государственного заказа гарантий явно не понравилось поставщикам. Это регулярные расходы, которые необходимо учитывать при расчете доходности того или иного участия в аукционе. Гарантии могут занять много времени, а возврат средств может быть отложен.

И еще одна негативная история связана с банковскими гарантиями. Во-первых, не все финансовые учреждения из списка Минфина сегодня готовы предоставить такие гарантии. Во-вторых, если сумма гарантии по ГО невелика, банк может отказать в выдаче гарантии. Часто это связано с тем, что банк установил лимиты на сумму выдачи БГ, ниже которых он не выдает залог.

Документ вступает в силу с момента его официального получения одним из участников регистрационной процедуры. Срок действия банковской гарантии по 44 ФЗ не может быть менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок.

Как работает банковская гарантия по 44-ФЗ

При заключении договоров, в основном в сфере государственных закупок, широко используется банковская гарантия – практичный финансовый инструмент, гарантирующий ответственную и отлаженную работу. Что это за способ доставки и почему он популярен? Мы скажем это.

Банковская гарантия по 44-ФЗ – что это

Банковская гарантия по 44 ФЗ представляет собой двусторонний договор, подтверждающий согласие банка-гаранта на перечисление заранее определенной суммы на счет компании-бенефициара в случае неисполнения компанией-принципалом своих обязательств по исполнению договора, заключенного в рамках публичного закупка.

Важно понимать при рассмотрении понятия, что 44 ФЗ – это Федеральный закон Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления закупок для государственных нужд.

Участвуя в государственных закупках, заявитель на победу в тендере обязан материально гарантировать исполнение заключенного договора. Доступны два варианта безопасности:

Денежный депозит. Имея свободные финансы, исполнитель вправе депонировать их на расчетный счет заказчика. Средства, выведенные из оборота, останутся на счете до исполнения контракта. Или перейдут в собственность второго, как компенсацию за несоблюдение условий или отказ от работы. Банковская гарантия. Уплатив комиссию, исполнитель договаривается с банком о том, что кредитная организация возместит клиенту убытки в случае невыполнения исполнителем условий договора.

Предпочтение часто отдается второму варианту, так как организациям неэффективно «замораживать» значительные суммы денег на длительный срок.

Участники

Выгодоприобретатель – клиент, которому гарантировано получение платежей при условии нарушения исполнителем договорных обязательств. Принципал – исполнитель, который запрашивает выдачу банковской гарантии как подтверждение собственной деловой репутации. Гарант – банк, который выдает документ и выплачивает компенсацию Бенефициару в случае несоблюдения Принципалом условий договора.

Размер обеспечения

Сумма банковской гарантии может составлять от 5 до 30 процентов от максимальной начальной цены контракта. Конкретную сумму указывает участник, который стал победителем закупки, еще до подписания договора.

Стоимость банковской гарантии

Банк-гарант взимает комиссию за выдачу гарантии и резервирование суммы. Комиссионный сбор составляет от 2 до 5 процентов от общей «страховой» суммы. Чем больше срок действия документа, выше сумма платежа и выше степень риска, тем выше стоимость услуги.

Срок действия банковской гарантии

Документ вступает в силу с момента его официального получения одним из участников регистрационной процедуры. Срок действия банковской гарантии по 44 ФЗ не может быть менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок.

Кто имеет право на выдачу банковской гарантии

Право на выдачу банковской гарантии имеют не только банки, включенные в официальный реестр Минфина РФ, но и кредитные и коммерческие организации, отвечающие требованиям 44 Закона ФЗ. Актуальный перечень организаций находится в открытом доступе в ОВОС только для участников, зарегистрированных на сайте госзакупок и имеющих статус Выгодоприобретателя и Гаранта.

Применительно к государственным закупкам денежные средства выплачиваются банком в пользу государственного заказчика в случае невыполнения участником закупки своих обязательств. В дальнейшем провайдер будет обязан погасить задолженность перед банком.

Как оформляется банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

Одним из способов обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта является банковская гарантия. Для провайдера это альтернатива внесению наличных в виде фиксированной суммы.

Какими правовыми нормами регулируется

Вопросы регистрации и требования к банковской гарантии хорошо урегулированы в законодательстве о контрактной системе. Требования к банковской гарантии подробно описаны в ст. 45 44-ФЗ, а условия обеспечения государственного контракта содержатся в ст. 96 44-ФЗ.

Также большое значение в вопросе регулирования требований к данному виду обеспечения принадлежит Постановлению Правительства от 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях…».

До 30 июня 2019 года участник имеет право предоставить документ только в порядке исполнения договора. Но после указанной даты вы сможете использовать его для обеспечения заявки в конкурсах и электронных аукционах. Данные изменения были закреплены в Постановлении Правительства № 626 от 2018 года.

Использование данной формы обеспечения имеет много преимуществ для поставщика: позволяет ему не уводить из оборота крупные суммы денег при участии в закупках, позволяет участвовать в исполнении нескольких государственных контрактов одновременно.

Понятие и случаи предоставления

Понятие банковской гарантии дано в ч. 1 ст. 368 ГК РФ. Под ним понимается письменное обязательство банка выплатить определенную сумму денег бенефициару при выдаче платежного требования. Такой запрос соответствует условиям обязательства, взятого на себя провайдером.

Применительно к государственным закупкам денежные средства выплачиваются банком в пользу государственного заказчика в случае невыполнения участником закупки своих обязательств. В дальнейшем провайдер будет обязан погасить задолженность перед банком.

В схеме условного депонирования посредством банковской гарантии задействованы три основные группы участников: гарант (банк), принципал (закупщик или поставщик) и бенефициар или клиент.

Следует отметить, что законодательством предусмотрена возможность замены способа обеспечения исполнения договора при его исполнении. Так, если гарантия была оплачена деньгами, провайдер может заменить ее гарантией по 44-ФЗ. При этом его сумма должна быть уменьшена на стоимость уже выполненных работ на момент замены.

Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть безотзывной. Его особенность в том, что его нельзя отозвать, отменить или изменить.

Содержание документа

Согласно Гражданскому кодексу существенными условиями гарантии являются указание принципала, суммы гарантии и срока ее действия. В то время как перечень требований к этому документу по 44-ФЗ намного обширнее.

Требования к содержанию банковской гарантии приведены в ч. 2 ст. 45ФЗ-44. Согласно им, этот документ должен содержать следующую информацию:

Сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в указанных случаях. Согласно ст. 96 44-ФЗ, это ситуации ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по государственному контракту. Обязательства клиента, ненадлежащее исполнение которых подлежит гарантии банковской гарантией. Обязанность поручителя уплатить неустойку в виде пени в случае несвоевременного погашения кредита по банковской гарантии. Размер этих штрафов составляет 0,1% от суммы, подлежащей уплате за каждый день просрочки. Условие, что обязательства поручителя считаются исполненными после фактического поступления денежных средств на счет клиента. Срок действия банковской гарантии на основании требований ст. 96 44-ФЗ. Условие, предшествующее заключению договора о предоставлении поручительства по обязательствам доверителя. Установленный перечень документов, которые предоставляет клиент вместе с требованием об уплате суммы гарантии. Он составлен с учетом Постановления Правительства № 1005 от 2003 г. При этом не допускается включение в перечень документов судебных актов, подтверждающих нарушение обязательств поставщиком.

В случае, если документация о приобретении содержит надлежащее условие, банковская гарантия включает условие о том, что клиент имеет право списать денежные средства со счета гаранта в бесспорном порядке, если он не выполнил требование клиента об оплате в рамках банка гарантия в течение 5 рабочих дней, которая направляется до истечения срока ее действия.

Несмотря на жесткие требования к содержанию гарантии, унифицированная форма этого документа не разработана.

Какую документацию запрашивает банк от поставщика

Сроки заключения государственного контракта с победителем аукциона и сроки выдачи гарантии строго ограничены. Так, например, для электронного аукциона существует правило, что договор должен быть подписан в течение 5 дней.

Именно поэтому гарантии по госзаказу в рамках 44-ФЗ выдаются банками по экспресс-методу оценки платежеспособности, а общий срок выдачи составляет от 2 до 5 рабочих дней.

Для получения банковской гарантии банки обычно запрашивают следующий комплект юридической и бухгалтерской документации:

    налоговая декларация за прошлый год и завершенные кварталы; книга доходов и расходов; учредительная документация компании (копия учредительного договора); выписка из ЕГРЮЛ; иные документы, подтверждающие финансовую устойчивость компании.

В редких случаях банк требует от провайдера открыть у него расчетный счет. Обычно такое требование идет с большой суммой залога.

Какие документы заказчик обязан предоставить банку

Бенефициар вместе с требованием об оплате на основании банковской гарантии должен предоставить в банк следующую документацию:

Платежное поручение, подтверждающее перечисление аванса поставщику (если уплата аванса была предусмотрена договором). Документ, подтверждающий наступление гарантийного случая по условиям договора (если гарантия распространяется на гарантийный срок). Документ, подтверждающий полномочия исполнительного органа, подписавшего залоговые требования (приказ о назначении руководителя, решение об избрании, доверенность).

Срок действия

Срок банковской гарантии является одним из существенных условий. 44-ФЗ содержит обязательные требования к условиям банковской гарантии. Согласно части 3 ст. 96 44-ФЗ, должен действовать не менее 1 месяца после окончания срока действия договора.

Это требование означает, что сроки документа должны быть как минимум на один месяц больше, чем сроки госконтракта. Но заказчик в договорной документации может выставить и другие требования: по ним гарантия может превышать сроки госконтракта на два и три месяца.

Имейте в виду, что условия договора не всегда совпадают со сроками выполнения работ. Следовательно, это может также включать условия оплаты и гарантийные обязательства. Все это может привести к необходимости оформления гарантии, которая распространяется на более длительные сроки.

Хотя по гражданскому законодательству гарантийные обязательства не включаются в срок договора по умолчанию, но судебная практика по этому вопросу стала неоднозначной. Поэтому при наличии в договорной документации условия о том, что гарантия должна охватывать условия гарантийных обязательств, участник должен будет ее выдать или подготовиться к обжалованию такого требования в суде.

Можно ли вернуть банковскую гарантию после исполнения контракта

Поскольку банковская гарантия является безотзывной, ни одна из сторон не имеет права на ее предварительный отзыв.

Банковская гарантия в случае добросовестного выполнения своих обязательств по государственному контракту поставщику не возвращается, а срок ее действия автоматически истекает через месяц после завершения работ.

Выгодоприобретатель (государственный или муниципальный заказчик) вправе добровольно отказаться от своих требований. В этом случае вы можете просто вернуть документ в банк.

Есть ли основания для отказа в приеме гарантии

В соответствии с положениями 44-ФЗ клиент рассматривает банковскую гарантию в течение 3-х дней после ее получения и принимает решение о принятии ее в залог или об отказе. В случае отказа от принятия банковской гарантии клиент должен направить мотивированное решение в письменной форме с указанием причин, по которым оно не было принято.

Основными причинами отказа клиента от принятия банковской гарантии могут быть:

Отсутствие информации по этому поводу в реестре банковских гарантий. Несоблюдение установленных требований. Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении о закупке или приглашении к участию в выборе поставщика.

Если заказчик не принимает банковскую гарантию, у поставщика есть несколько вариантов:

Внести изменения в банковскую гарантию согласно требованиям клиента, переоформить ее. Застрахуйте договор на собственные деньги и затем, при необходимости, замените его гарантией.

Реестр банковских гарантий

Перед выдачей банковской гарантии поставщик должен проверить, входит ли банк в перечень организаций, имеющих право предоставлять гарантии, который ведется Министерством финансов.

Государственные и муниципальные заказчики в качестве обеспечения исполнения договоров в соответствии с 44-ФЗ принимают залог, выданный банками, включенными в перечень кредитных организаций, отвечающих требованиям к приему залога для целей налогообложения (согласно п. 3 ст. 74.1 Налогового законодательства). Код).

Вы можете найти актуальный список таких организаций здесь. В этот список вошли 250 банков.

Банковская организация обязана разместить сведения о выданной ею гарантии в специальном реестре банковских гарантий по 44-ФЗ не позднее 1 рабочего дня после ее выдачи или внесения изменений в документ.

Какие сведения содержит

В реестр банковских гарантий включаются следующие сведения:

Наименование и местонахождение банка-гаранта. НИФ поручителя. Наименование поставщика/подрядчика или исполнителя (основного) и его НИТ. Денежная сумма гарантии, которая подлежит уплате поручителями в случае несоответствия участника договора требованиям 44-ФЗ. Гарантийные сроки. Копии гарантии. Дополнительная информация.

В течение следующего рабочего дня банк должен направить принципалу выписку из реестра, которая послужит документальным подтверждением выполнения поручителем своих обязательств.

Ранее информация о банковских гарантиях, служивших обеспечением по договору, была в открытом доступе. Но с июля 2018 года они исчезли из ОВОС. В соответствующем разделе сайта ОВОС появилась информация о том, что в соответствии с ч. 8.1 ст. № 45 44-ФЗ сведения о гарантиях, которые предоставляются в обеспечение государственного контракта, опубликованию не подлежат.

Таким образом, информация о банковских гарантиях на сайте ЕИС доступна по состоянию на июнь 2018 года.

Онлайн-калькулятор расчета стоимости

Стоимость банковской гарантии зависит от нескольких факторов, в том числе от суммы гарантии и срока действия гарантии. Калькулятор расчета банковской гарантии на примере Совкомбанка вы можете найти здесь.

Поэтому банковская гарантия по 44-ФЗ — популярный способ гарантировать исполнение госконтракта. В рамках контрактной системы используется только одна форма безотзывной гарантии, к содержанию которой предъявляются строгие требования. Суть этой формы обеспечения заключается в следующем: в случае неисполнения поставщиком своих обязательств по госконтракту, клиент передает в банк-гарант определенный пакет документов, и банк должен перечислить сумму гарантии ему. В дальнейшем провайдер обязан погасить задолженность перед банком. По новым правилам информация о банковских гарантиях не подлежит публичному раскрытию, но реестр выданных гарантий по-прежнему ведется.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии