Отлагательное условие банковской гарантии 44 фз

В положении ОУ он употребляется по-разному, это связано с неконкретностью и неясностью формулировки термина в законе. Так, в ч. 2 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе…» сказано, что БГ должна быть, во-первых, безотзывной, а во-вторых, помимо прочего, содержать отлагательное условие. Более подробного разъяснения в указанном нормативном акте нет.

Содержание
  1. Что такое отлагательное условие в банковской гарантии
  2. Отлагательное условие БГ
  3. Отлагательное условие по закону
  4. Что такое банковская гарантия
  5. Банковская гарантия по ФЗ-44
  6. Статья 45. Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий
  7. Банковская гарантия как инструмент ОИК в 2021 году
  8. Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств
  9. Замена недействительной БГ
  10. Требования к содержанию банковской гарантии
  11. Выплата по банковской гарантии: расчет суммы, особенности БГ
  12. Расчет суммы выплаты по банковской гарантии
  13. Топ-3 примеров, как банки хитрят при выдачи банковской гарантии
  14. Отклонение банковской гарантии, последствия для участника закупки
  15. Шпаргалка
  16. Отлагательное условие банковской гарантии 44 фз
  17. Что нужно для получения банковской гарантии в целях госзакупок
  18. Каким требованиям должны соответствовать банки?
  19. Что должно быть указано в банковской гарантии?
  20. Требования к банковской гарантии
  21. Примеры банковской гарантии для обеспечения контракта по 44-ФЗ
  22. Как регулируют банковскую гарантию
  23. Какими бывают
  24. Кто участвует
  25. Содержание документа
  26. Где найти
  27. Об авторе этой статьи

Что такое отлагательное условие в банковской гарантии

Что является предварительным условием в банковской гарантии и при каких обстоятельствах оно используется? Мы описали это кратко и понятно в статье.

Банковская гарантия (БГ) обычно интересует предпринимателей, которые собираются оформить обеспечение отношений по госконтракту, в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Рассказываем подробнее, что такое отлагательное условие в банковской гарантии.

Если вам нужны деньги на крупную покупку по низкой процентной ставке, рекомендуем взять кредит под залог коммерческой недвижимости. По такому кредиту ставка намного ниже, чем по потребительскому кредиту, а одобрение дается долго. Это означает, что ежемесячный платеж будет небольшим.

Отлагательное условие БГ

Отлагательное условие (ОС) банковской гарантии по ФЗ-44 является обязательным элементом при регистрации БГ, гарантирующим безопасность сделки доверителем.

Несмотря на определение, связанное с регулированием, этот термин включен в большое количество сделок.

ОУ означает, что выполнение некоторых пунктов договора будет обязательным при выполнении других пунктов договора. Такое условие не действует сразу после заключения договора, а может наступить только в том случае, если принципал или выгодоприобретатель находится в определенной ситуации.

Отлагательное условие по закону

В положении ОУ он употребляется по-разному, это связано с неконкретностью и неясностью формулировки термина в законе. Так, в ч. 2 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе…» сказано, что БГ должна быть, во-первых, безотзывной, а во-вторых, помимо прочего, содержать отлагательное условие. Более подробного разъяснения в указанном нормативном акте нет.

Тогда юристы прибегают к ст. 157 ГК РФ, где ОС поясняет, что представляет собой ситуация, когда обязанности и права вступают в силу по договору, вызванные наступлением определенного случая.

Само слово «отлагательный» в данном случае означает: не приходить, откладывать до возникновения определенной ситуации. При наступлении указанного в сделке обстоятельства условие может вступить в силу.

Внимательно изучите этот вопрос с юристами. При правильном толковании и использовании ГК можно использовать в качестве полезного инструмента для реализации договора.

Что такое банковская гарантия

Банковская гарантия – ситуация, когда банк становится гарантом контрагента по специальному соглашению.

    Принципал – исполнитель сделки, обращающийся за страховкой от финансового учреждения. Гарант – это банк, который выдает гарантии и становится гарантом принципала. Выгодоприобретателем является заказчик, сторона сделки, выдающая договор. Согласно ФЗ-44 бенефициаром является государственное учреждение, проводящее аукцион или конкурс.

Гарантия не выдается доверителю бесплатно. Чаще всего стоимость зависит от кредитной истории клиента банка и составляет от 3 до 10% от суммы БГ.

Для использования банковской страховки при сделке необходимо оформить документы и доказать свою добросовестность как клиенту, так и поручителю.

Банковская гарантия по ФЗ-44

Банковская гарантия по этому закону имеет свои требования, помимо ОС.

Так, нормативным актом определяется размер поручительства, который должен составлять от 5 до 30% стоимости сделки, если она не превышает 50 млн руб. В случае превышения максимальной суммы гарантия должна быть не менее 10%.

В законе также детализируются и другие статьи, которые обязательно входят в БГ:

    подробное описание обязательств поставщика или подрядчика; строго определенные сроки исполнения заказа и действия БГ; безотзывность БГ, как гарантии сделки; обстоятельства исполнения договора.

Если вы на стороне подрядчика, важно вместе с опытными юристами внимательно изучить каждый пункт договора, чтобы не упустить детали, несправедливо уменьшающие размер прибыли, а затем составить соглашение, устраивающее обе стороны.

Управлять личными финансами отдельно от бизнеса удобнее через многофункциональное карточное онлайн-приложение Халва с повышенным кэшбэком. Можно использовать дебетовый счет, можно одновременно оформить рассрочку на мелкие расходы.

1.4. В период реализации плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, со дня утверждения Правлением директоров Центрального банка Российской Федерации такого плана, такой банк не будет исключен из такого списка при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении преемственности деятельности такого банка.

Статья 45. Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий

1. Клиенты принимают независимые гарантии, выданные:

1) банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и включенные в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;

3) фонды кредитного содействия (гарантийные фонды, обеспечительные фонды), участвующие в национальной системе гарантий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предприятия и средние предприятия в Российской Федерации” (далее – региональные гарантийные организации), отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и включенные в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при совершении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);

4) Евразийский банк развития (если участником приобретения является юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, либо физическое лицо, являющееся гражданином государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к уровню кредитного рейтинга, присвоенного банку одним или несколькими рейтинговыми агентствами, сведения о которых Центральный банк Российской Федерации вносит в реестр кредитных агентств рейтинг, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации по методике, соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ “О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации”. Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, отвечающих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере заключения договоров на основании информации, поступающей от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит опубликованию на официальный сайт федерального органа исполнительной власти по регулированию договорной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям или несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям.

1.3. В период реализации плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, со дня утверждения такого плана плана, заявки и исполнение договоров могут быть обеспечены независимыми гарантиями указанного банка независимо от соблюдения (несоблюдения) указанным банком требований, установленных в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, по решению Совету управления Центрального банка Российской Федерации о гарантии непрерывности деятельности указанного банка.

1.4. В период реализации плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, со дня утверждения Правлением директоров Центрального банка Российской Федерации такого плана, такой банк не будет исключен из такого списка при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении преемственности деятельности такого банка.

1.5. Сведения о факте и дате утверждения плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренных частью 1.2 настоящей статьи, и сведения о факте и дата принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении непрерывности деятельности такого банка в период реализации указанного плана направляются Центральным банком Российской Федерации России в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

1.6. Если банк, включенный в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения плана участия Банка России в отношении такого банка в реализации мер по предупреждению банкротства исключается из числа таких перечень до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении непрерывности деятельности указанного банка в период реализации плана участия Банка России в реализации мер по предотвращению банкротства банков.

1.7. Перечень региональных гарантийных организаций ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере заключения договоров на основании информации, поступающей от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательства, и подлежит опубликованию на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию системы договоров в сфере заключения договоров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии регионального гарантийного органа, не включенного в перечень, требованиям, установленным в соответствии с подпунктом 3 части 1 настоящей статьи, либо несоответствии регионального гарантийного органа.

2. Независимая гарантия должна быть безотзывной и содержать:

1) сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случаях, установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона, либо сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случае ненадлежащего соблюдения обязанности доверителя в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код договора, при исполнении которого предоставляется такое самостоятельное поручительство;

2) обязательства принципала, правильное выполнение которых обеспечивается независимой гарантией;

3) обязанность поручителя уплатить клиенту неустойку в размере 0,1 процента от подлежащей уплате денежной суммы за каждый день просрочки;

4) условием, при котором исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции с полученными гарантом денежными средствами клиента;

5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора о предоставлении независимой гарантии по обязательствам доверителя, вытекающим из договора при его заключении, в случае, если независимая гарантия предоставляется в качестве обеспечения исполнения контракт;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых клиентом гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии.

3. Независимая гарантия будет включать условие о праве клиента на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарант не удовлетворил требование заказчика об уплате в срок, не превышающий десяти рабочих дней, денежной суммы по независимой гарантии, направленной досрочно.

3.1. В соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размер гарантии исполнения договора, предоставленной в виде самостоятельной гарантии, уменьшается заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа является дата включения сведений, предусмотренных частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона, в соответствующий реестр договоров, предусмотренных статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включать в условия независимой гарантии требование о представлении клиентом гаранту юридических актов, подтверждающих несоблюдение принципалом обязательств, гарантируемых независимой гарантией.

5. Заказчик обязан рассмотреть полученную независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее получения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. Основанием для отказа от принятия независимой гарантии клиентом является:

1) отсутствие сведений о независимой гарантии в реестрах независимых гарантий, предусмотренных настоящей статьей;

2) нарушение гарантии независимо от требований, установленных пунктами 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;

3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении о заключении контракта, приглашении, контрактной документации (если настоящим Федеральным законом предусмотрена контрактная документация), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа от принятия независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, сообщает в письменной форме или в форме электронного документа о лице, предоставившем независимую гарантию, с указанием причин, по которым послужило основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в которых заказчик извещает лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием таких оснований в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

8. Независимая гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, сведения о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр независимых гарантий, публикуемый в единой информационной системе, за исключением самостоятельных гарантий гарантии, указанные в части 8.1 настоящей статьи. Указанный учет ведется путем включения в порядке, предусмотренном частью 8.2 настоящей статьи, указанных сведений и документов в дело и присвоения учетного номера. В течение одного рабочего дня после включения таких сведений и документов в отдельный реестр залога поручитель направляет принципалу выписку из отдельного реестра залога.

8.1. Сведения о самостоятельных гарантиях, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, на официальном сайте не публикуются, а при совершении закупок в случае, предусмотренном пунктом 1 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона, включаются в закрытую реестр независимых гарантий, который не публикуется в единой информационной системе и на официальном сайте.

8.2. Дополнительные требования к независимой гарантии, используемые для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включение сведения в нем, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования о выплате денежной суммы под независимую гарантию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Реестр независимых гарантий и закрытый реестр независимых гарантий должны включать следующие сведения и документы:

1) наименование, местонахождение поручителя, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

2) наименование, местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося заказчиком, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

3) денежная сумма, указанная в независимой гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае несоблюдения участником контракта требований настоящего Федерального закона в установленных случаях;

5) утратил силу с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ;

6) иные сведения и документы, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Утратил силу с 1 апреля 2015 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ.

11. Не позднее одного рабочего дня с даты выдачи независимой гарантии или дня внесения изменений в условия независимой гарантии Гарант включает сведения и документы, указанные в части 9 настоящей статьи, в реестр независимых гарантий либо направляет их в соответствии с порядком формирования и ведения сведений закрытого реестра независимых гарантий для включения в закрытый реестр независимых гарантий.

12. В случае предоставления новой гарантии исполнения договора в соответствии с частью 30 статьи 34, пунктом 9 части 1 статьи 95, частью 7 статьи 96 настоящего Федерального закона возврат независимой гарантии со стороны клиента к гаранту при условии, что указанная независимая гарантия не сделана, и взыскание таковой не произведено.

13. Исключение банка из перечня, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, региональной гарантийной организации из перечня, предусмотренного частью 1.7 настоящей статьи, не прекращает действия самостоятельных гарантий, выданных гарантом и принятых клиентами и не освобождает гаранта от ответственности за несоблюдение или ненадлежащее выполнение условий указанных независимых гарантий.

Внимательно читайте условия банковской гарантии, и если найдете сомнительные формулировки, верните их в банк и требуйте замены БГ!

Банковская гарантия как инструмент ОИК в 2021 году

Данная статья представляет собой итог самого полезного и важного вебинара эксперта Елены Пластининой на тему «Банковская гарантия в системе охранного документооборота в 2021 году».

Особенности получения банковской гарантии, требования к ней и варианты использования — самые частые вопросы, на которые специалисты Контур. Школа отвечают в сервисе «Спроси эксперта». Мы решили описать основные положения такого универсального способа обеспечения обязательств, как банковская гарантия (БГ). Для получения дополнительной информации смотрите видео.

    Определение банковской гарантии, основные положения и требования к ней. Требования к содержанию банковской гарантии. Последствия для участников контрактации в случае отказа от банковской гарантии. Шпаргалка, содержащая широкий выбор ответов экспертов Контур. Школы на вопросы слушателей по теме «Банковская гарантия».

Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств

Елена Пластинина, эксперт в области регламентированных закупок, член Экспертного совета ФАС России, член-корреспондент РАЕН, спикер вебинара «Банковская гарантия в системе охранного документооборота в 2021 году»

Если перейти к искусству. 329 ГК РФ, в которой перечислены способы обеспечения исполнения обязательств, найдем среди них штраф, удержание, залог, самостоятельную поручительство, задаток, залог, иной способ. Банковской гарантии как таковой нет.

Однако обратите внимание на независимую гарантию, частным случаем которой является банковская гарантия. Определение независимой гарантии сформулировано в ст. 368 ГК РФ: «По независимой гарантии гарант (то есть банк) принимает на себя по требованию другого лица принципала (то есть участника договора) обязательство по уплате указанное им третье лицо – бенефициар (то есть организатор закупки, заказчик, или, как его еще называют уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) определенной денежной суммы в соответствии с условиями данного обязательства гарантом, независимо от действительности обязательства, обеспечиваемого такой гарантией.

Независимая гарантия, в нашем случае банковская гарантия, действует независимо от обязательства: даже если договор прекращается, прекращается с истечением срока, банковская гарантия как разновидность независимой гарантии продолжает функционировать. Обратите внимание, что принципал, гарант и, собственно, банк должны быть определены в банковской гарантии как обязательные элементы! И принципал, и гарант, и бенефициар являются существенными элементами банковской гарантии. Первое, на что нужно обратить внимание при сборе документа по банковской гарантии, это наличие всех этих тем в тексте банковской гарантии. 368 ГК РФ существенным условием, обязательным элементом банковской гарантии является номинальная стоимость: требование об определенной денежной сумме, подлежащей уплате в момент раскрытия независимой гарантии. В рамках ГК РФ независимая гарантия может быть выдана не только банком, но и иными организациями – финансовыми, нефинансовыми, принимающими на себя обязательства поручителя. Однако в случае регулируемых закупок выдавать БГ могут только банки.

Основное правило, устанавливающее универсальные принципы и универсальные требования к БГ и представленное в качестве гарантии заявления, исполнения договора или гарантийных обязательств, детализировано в ст. 45 Закона о договорном режиме.

Первое требование: в качестве обеспечения заявок, исполнения договоров, залоговых обязательств клиенты принимают банковские гарантии, выданные банками, отвечающими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и включенным в перечень Минфина Российской Федерации. Они публикуются ежемесячно на сайте Минфина РФ и клиенты, перед подачей заявки на БГ, должны проверить наличие данного банка в списке.

Второе требование: клиент рассматривает полученную банковскую гарантию в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с момента получения. И обязательно проверьте, соответствуете ли вы требованиям ст. Четыре пять.

Третье требование: «в случае отказа от принятия БГ клиент в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, сообщает об этом в письменной форме или в форме электронного документа лицу, предоставившему банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Эти причины должны быть указаны со ссылками как на закон, так и на закупочную документацию.

Одним из ключевых моментов в процессе получения банковской гарантии являются требования к банкам-гарантам, банкам-эмитентам. В Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 440 «О требованиях к банкам, которые могут выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения договоров» сказано, что банк должен иметь собственные средства (капитал) на сумму не менее минус 300 млн рублей, рассчитанных по методике ЦБ РФ, на последнюю отчетную дату.

Вторым условием является наличие у банка кредитного рейтинга не ниже ВВ-(RU) по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации рейтингового агентства «Аналитическое кредитно-рейтинговое агентство (Акционерное общество)» и (или) кредитного рейтинга рейтинговый рейтинг не ниже рубВ+ – по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации агентством кредитных рейтингов Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Рейтинг оценивается один раз в год и влияет на банк и права банка на выдачу банковских гарантий.

Как проверить действительность банковской гарантии

Зайдите на сайт Минфина – для этого в Интернете в любой поисковой строке нужно ввести запрос «Банки, уполномоченные Правительством РФ». На сайте Минфина есть раздел «Тарифная и таможенная политика», подраздел «Контрактная система» и приведен список банков, имеющих право выдавать банковские гарантии. Эти списки меняются ежемесячно и количество банков в них колеблется: может быть меньше 200, может быть больше 300.

Относительно 223-ФЗ: банки могут определяться заказчиком, однако Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» здесь носит ограничительный характер. Важно, чтобы установленные требования не носили дискриминационный характер. А если клиент пишет, что “банковская гарантия должна быть выдана приемлемым для клиента банком”, то участник должен как минимум попросить разъяснения по такой документации и максимум пожаловаться, так как непонятно, какой банк может быть приемлемым клиенту и каковы будут критерии оценки.

Замена недействительной БГ

Если что-то случится с банком во время действия банковской гарантии, то обязанность заменить ее соответствующей гарантией от БГ ложится на участника. Такое требование предусмотрено ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, хотя часто дублируется в документации заказчика по коммерческому подряду. Согласно требованию закона о контрактной системе: «Если заказчик на основании ч. 1 ст. 96 Закона КС устанавливает требование о гарантии исполнения договора, договор включает в себя обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отказа в соответствии с законом банка, предоставившего банковскую гарантию, как гарантия исполнения контракта».

Замена происходит по инициативе заказчика со стороны поставщика. В этом случае провайдер несет расходы, комиссию, но обязательства должны быть гарантированы.

Требования к содержанию банковской гарантии

Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать:

Сумма, подлежащая выплате гарантом клиенту в конкретных случаях. Обязанности доверителя, исполнение которых гарантируется: все обязательства должны быть указаны в требовании банковской гарантии и продублированы в его тексте, не ограничиваясь одной ссылкой, иначе могут возникнуть проблемы и споры при раскрытии банковской гарантии, что приведет к потерям для клиента. Обязанность поручителя уплатить клиенту неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки – БГ берет на себя гарантию платежа, если средства по банковской гарантии не были выданы точно в срок, указанный в самой БГ или в проекте договор и в БГ. Условием выполнения обязательств является фактическое поступление денежных средств на счет клиента. Срок действия банковской гарантии, превышающий не менее одного месяца действия договора или не менее двух месяцев с момента окончания подачи заявок: ограничения срока действия БГ установлены в специальных положениях Закона о договоре режима, в частности, если речь идет о БГ, которая выдается в качестве гарантии исполнения договора, то срок должен быть как минимум на 1 месяц больше, чем срок исполнения договора, это прописано в Законе Если речь идет о БГ, которая предоставляется в качестве гарантии заявки, она должна быть действительна не менее 2 месяцев с момента окончания срока подачи заявки; это делается в случае приостановки покупки, поступления рекламации, проверки.

Елена Пластинина, эксперт в области регламентированных закупок, член Экспертного совета ФАС России, член-корреспондент РАЕН, спикер вебинара «Банковская гарантия в системе охранного документооборота в 2021 году»

Выплата по банковской гарантии: расчет суммы, особенности БГ

Помимо срока, номинальной стоимости банковской гарантии, обязательным требованием к ее содержанию является перечень документов, которые клиент предоставляет в банк в момент обращения и в момент раскрытия банковской гарантии, и этот перечень закрыто. Кроме того, он включен в текст БГ без изменений, так как не подлежит ни сокращению, ни расширению.

Перечень документов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005, предоставляемых клиентом в банк одновременно с требованием об уплате суммы банковской гарантии:

Расчет суммы, включаемой в требование банковской гарантии. Платежное поручение, подтверждающее перечисление аванса бенефициаром принципалу.

Расчет суммы выплаты по банковской гарантии

Банковская гарантия покрывает все обязательства по договору, хотя банки часто утверждают обратное, например, признавая только штрафы и пени, а не все убытки. Если это произойдет, вы должны обратиться в суд и получить полную номинальную стоимость БГ. Его действие должно распространяться не только на размер санкции, но и на убытки, если в договорной документации не указаны иные условия.

Кроме того, банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий. Все банки, включенные в перечень Минфина, имеют право вносить информацию о выдаче банковских гарантий. Законом предусмотрено, что при выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий. Однако выдается он не сразу: формируется по заявкам заинтересованных в самом реестре банковских гарантий.

Топ-3 примеров, как банки хитрят при выдачи банковской гарантии

При выдаче банковских гарантий (БГ) банки часто пытаются обмануть, написав такую ​​формулировку «мелким шрифтом», что впоследствии просто не позволит клиенту полноценно ею пользоваться и получать свои платежи.

Внимательно читайте условия банковской гарантии, и если найдете сомнительные формулировки, верните их в банк и требуйте замены БГ!

Эксперт Контур. Школа Елена Пластинина рассказывает о самых распространенных формулировках, которых не должно быть в банковской гарантии.

Отклонение банковской гарантии, последствия для участника закупки

Многих волнует вопрос, что будет, если БГ не соответствует требованиям закона или договорной документации? Поскольку банковская гарантия должна быть в интересах всех сторон (и банка, и участника, и клиента), последствия для каждой будут разные.

Основанием для отказа от принятия банковской гарантии клиентом является:

Отсутствие сведений о банковской гарантии в реестре БГ. Несоответствие банковской гарантии требованиям законодательства. Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, договорной документации, проекте договора.

Все эти причины свидетельствуют о том, что участник признан отступившим от договора.

Последствия предоставления ненадлежащей банковской гарантии:

Признание участника не соответствующим требованиям закона (на стадии ОЗ). Признание участником уклонения от исполнения договора (в стадии ОИС). Кроме того, вы попадете в реестр недобросовестных провайдеров. Отказ в приемке (на этапе OSC). Если БГ не будет удовлетворено на этапе приемки и распоряжение залоговыми обязательствами будет передано на этом этапе, то клиент откажется от принятия. Участник не получит подписи приемных документов. Признание договора ничтожным. Если стороны договорились о неподходящем БГ (участнике банка, клиенте участника), то такой договор будет признан недействительным. Гарантия не зависит от договора, а договор не зависит от него.

Относительно возможности отклонения запроса участника за несоблюдение требований к БГ данная позиция является спорной, однако она выражена регулятором в Информационном письме от 30.07.2019 № 24-05-05/ № 57198 Министерства финансов Российской Федерации обеспечения, предоставляемого участником размещения заказа в качестве обеспечения заявки на участие в размещении заказа, требования, установленные в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2013 № 44-ФЗ».

Если участник хочет поделиться с банком своей бедой, потому что доказано, что он уклонился, включён в РНП, теряет безопасность заявки, получает упущенную выгоду, потому что не может заключить договор в качестве победителя, то указанный участник не получит возмещения Банка. Суды неоднократно высказывали свою позицию по этому поводу. Например, Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2020 г по делу № 305-ЭС20-6163. Провайдер взыскал с банка упущенную выгоду – 21 млн рублей из-за невозможности заключить договор, БГ не выполнил требования заказчика. Суд отказал, так как обязанность предоставить адекватное обеспечение лежит на участнике, а не на банке. Банк не несет никакой ответственности перед участником.

Вот почему так важна для всех заинтересованных сторон проверка соответствия банковской гарантии требованиям Закона о контрактной системе, а также тем Положениям, которые прямо не вытекают из ст. 45 44-ФЗ, и устанавливаются документацией на приобретение.

Шпаргалка

Подборка ответов экспертов Контур. Школы на вопросы слушателей по теме «Банковская гарантия» 746,4 КБ

Однако не все так идеально с этим инструментом, как хотелось бы, так как Закон 44-ФЗ и связанные с ним законодательные и нормативные акты, обеспечивающие его работу, не совсем совершенны. Некоторые положения закона содержат расплывчатые термины и пункты, выполнение которых затруднено из-за того, что нет ясности, как правильно это сделать и нужно ли это вообще. Одним из таких проблемных понятий является отлагательное условие банковской гарантии 44 ФЗ.

Отлагательное условие банковской гарантии 44 фз

Банковская гарантия во многих случаях является незаменимым инструментом для обеспечения транзакций в электронной торговле. Это удобно для клиентов и исполнителей/продавцов, так как позволяет обеспечить достаточно высокий уровень безопасности сделок. Для банков предоставление гарантий является дополнительным источником дохода.

Однако не все так идеально с этим инструментом, как хотелось бы, так как Закон 44-ФЗ и связанные с ним законодательные и нормативные акты, обеспечивающие его работу, не совсем совершенны. Некоторые положения закона содержат расплывчатые термины и пункты, выполнение которых затруднено из-за того, что нет ясности, как правильно это сделать и нужно ли это вообще. Одним из таких проблемных понятий является отлагательное условие банковской гарантии 44 ФЗ.

Термин «предварительное условие» встречается во многих договорах и подразумевает, что договор или отдельные пункты договора вступают в силу при наступлении или проявлении условий, указанных в соответствующем разделе. То есть договор, в котором есть отлагательное условие, даже после подписания вступает в силу не сразу, или сразу, но не полностью, а только при наличии подходящей ситуации.

Это не очень распространенный инструмент в российской юридической практике, но на данный момент он используется не только при выдаче банковской гарантии, но и в других сферах. Кроме того, прецедентное условие, прописанное в произвольно составленном сторонами соглашении, является полезной и часто удобной возможностью повысить гибкость соглашения за счет разграничения вступления в силу определенных положений во времени. Но отлагательное условие в банковской гарантии ФЗ 44 далеко не всегда является полезным и понятным для всех сторон инструментом.

Предварительное условие в банковской гарантии

Самая большая проблема с понятием отлагательного условия в системе банковских гарантий заключается в том, что юридическое определение этого понятия удивительно расплывчато, неточно и даже двусмысленно. Даже среди опытных игроков рынка электронной коммерции часто возникают разногласия по поводу того, как следует применять прецедентный инструмент.

В соответствии со статьей 157 ГК РФ сделка считается совершенной с отлагательным условием в том случае, если обе стороны ставят исполнение определенных обязанностей или прав в зависимость от определенного заранее определенного обстоятельства. Время наступления этого обстоятельства невозможно предсказать, и неизвестно, произойдет ли оно вообще. При наступлении оговоренного обстоятельства сделка или оговоренная ее часть совершаются и отлагательное условие считается вступившим в силу.

Если речь идет конкретно о банковских гарантиях, то отлагательное условие здесь подразумевает следующее: принципал обязуется заключить с банком договор о предоставлении банковской гарантии в случае победы на торгах, а также в случае, если такой инструмент, как в качестве обеспечения выбрана банковская гарантия.

Проблемы, связанные с отлагательным условием

Многие клиенты, не желая разбираться в нюансах законодательства, стараются использовать прецедентный инструмент в своих интересах и вообще составляют договоры таким образом, чтобы максимально воздействовать на доверителя. Если без отлагательного условия не обойтись, необходимо, как минимум, тщательно подготовить текст отлагательного условия в банковской гарантии 44 ФЗ, максимально четко прописав там обстоятельства его возникновения.

Кстати, на данный момент в Думе уже зарегистрирован законопроект, в котором одним из изменений является отмена отлагательного условия.

– собственные средства (капитал) банка в размере не менее 300 миллионов рублей, рассчитанные по методике ЦБ РФ, на последнюю отчетную дату;

Что нужно для получения банковской гарантии в целях госзакупок

Одним из условий участия в конкурсе по государственному или муниципальному заказу является обеспечение заявки банковской гарантией. Это требование Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Важно!

Но получить банковскую гарантию на тендер по госзакупкам можно только в строго определенных банках. Список таких банков опубликован на сайте Минфина РФ.

Согласно информации Минфина РФ «Банки, соответствующие требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ (с учетом данных Банка России, представленных 28 февраля 2020 г.)», таких банков в настоящее время насчитывается 186. Среди них АО «ЮниКредит Банк», Александровский Банк, ООО КБ «УРАЛЬСКОЕ КОЛЬЦО», АО «БКС Банк», АКБ «ЦентроКредит».

Банки должны соответствовать специальным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В случае, если Советом директоров Банка Российской Федерации принято решение об обеспечении непрерывности деятельности листингового банка, то заявление может быть обеспечено банковской гарантией, выданной таким банком. При этом не имеет значения, соответствует ли банк специальным требованиям (п. 1.3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Каким требованиям должны соответствовать банки?

Требования к банкам, выдающим гарантию для участия в конкурсе по государственным закупкам, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. № 440 (в редакции от 18 июля 2019 г.) «О требованиях к банкам которые имеют право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявлений и исполнения договоров».

Так, с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно банки, выдающие банковские гарантии клиентам для обеспечения требований и исполнения договоров, должны одновременно соблюдать следующие требования:

– собственные средства (капитал) банка в размере не менее 300 миллионов рублей, рассчитанные по методике ЦБ РФ, на последнюю отчетную дату;

– банк имеет кредитный рейтинг не ниже «B(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации рейтингового агентства «Аналитическое кредитно-рейтинговое агентство» (АО) и (или) кредитный рейтинг не ниже «руб.» по национальной рейтинговой шкале рейтингового агентства Российской Федерации АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

Что должно быть указано в банковской гарантии?

    дата выдачи; принципал (должник); бенефициар (бенефициар, в пользу которого выдана гарантия, то есть клиент); гарант (т. е банк, выдавший гарантию); основное обязательство, выполнение которого гарантируется гарантией; сумма денег, подлежащая уплате, или порядок ее определения; срок действия гарантии; обстоятельства, при которых сумма гарантии должна быть уплачена.

Гарантия может также содержать условие об уменьшении или увеличении суммы гарантии при наступлении определенного периода или определенного события.

Требования к банковской гарантии

Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ГК РФ и требованиям Закона № 44-ФЗ.

Если банковская гарантия, выданная в обеспечение заявки на участие в электронных торгах, аукционе, не соответствует установленным требованиям, то комиссия клиента может рассмотреть вопрос об отклонении заявки (п. 3 ч. 4 ст. 54.7, п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, информационное письмо Минфина России от 30.07.2019 № 24-05-05/57198).

Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать (п. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ):

1) сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случае ненадлежащего исполнения обязательств;

Размер вознаграждения зависит от вида гарантии, ее обеспечения, суммы и срока предоставления.

Таким образом, размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах может составлять (п. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

    от 0,5% до 1% от начальной (максимальной) цены договора, если начальная (максимальная) цена договора составляет до 20 миллионов рублей; от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены договора, если начальная (максимальная) цена договора составляет более 20 миллионов рублей.

Как правило, размер гарантии исполнения договора должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке (п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

2) перечень обязательств, выполнение которых гарантируется банковской гарантией;

3) обязанность поручителя уплатить клиенту неустойку в размере 0,1% от суммы денег, подлежащих уплате, за каждый день просрочки;

Иными словами, гарантия должна предусматривать обязательство банка уплатить клиенту неустойку за просрочку платежа по гарантии. При этом ограничить размер такой неустойки невозможно (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2019 № А40-226638/2018).

4) условием исполнения обязательств поручителя является фактическое поступление денежных средств на счет клиента;

Срок действия банковской гарантии в обеспечение заявки на участие в закупке должен быть не менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок (п. 4 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). А срок действия банковской гарантии в обеспечение исполнения договора или гарантийных обязательств должен превышать договорной срок исполнения соответствующих обязательств не менее чем на один месяц (п. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

С истечением срока, указанного в банковской гарантии, на который она выдана, прекращается и обязательство банка перед клиентом по такой гарантии (п. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ).

Само по себе «отлагательное условие» означает, что договор, в котором есть такое условие, после заключения сразу не начинает действовать.

Условием, предшествующим банковской гарантии, являются обязательства, которые вытекают из договора после заключения договора.

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых клиентом в банк одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Юристы «РосКо» смогут грамотно и профессионально сопровождать процесс получения банковской гарантии. Заполните форму, и мы проконсультируем вас по этому вопросу как можно скорее:

Стороны подписали контракт на покупку 15 автомобилей. Стоимость государственного контракта составляет 15 миллионов рублей. Подрядчик поставил всего 9 автомобилей на сумму 9 млн рублей. Остальные обязательства (10 автомобилей на 10 млн рублей) он не выполнил. При заключении госконтракта поставщик передал заказчику банковскую гарантию на сумму 5 млн руб. Для оплаты неисполненных обязательств сумма поручительства уменьшается пропорционально стоимости заключенного договора. Поставщик выполнил свои обязательства на 60%. Клиент получит гарантию в размере 5 миллионов – 60% = 2 миллиона рублей.

Примеры банковской гарантии для обеспечения контракта по 44-ФЗ

Банковская гарантия залоговых обязательств по договору в соответствии с 44-ФЗ представляет собой договор, заключаемый между кредитной организацией и поставщиком. Если последний не соблюдает условия госконтракта, банк берет на себя все договоренности с клиентом, включая неустойки и штрафы.

Скачать официальный образец банковской гарантии по 44-ФЗ в поручительство исполнения договора для Москвы от КонсультантПлюс
Скачать образец банковской гарантии в обеспечение залоговых обязательств по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Скачать образец требования к оплате по банковской гарантии по 44-ФЗ

Как регулируют банковскую гарантию

В части 2 ст. 3 Федеральной контрактной системы указано, что требование о банковской гарантии по 44-ФЗ используется в смысле ГК РФ. Статьи 367 – 379 ГК РФ устанавливают основные правила регулирования предоставления поручительства по обязательствам, среди них:

С 01.01.2022 из 44-ФЗ выйдет понятие «банковская гарантия», оно будет заменено понятием «независимая гарантия». Ничего кардинально нового, но такие нововведения позволят новым организациям (не только банкам) выполнять свои обязательства.

По состоянию на 01.07.2019 банк обеспечивает заявку участника, исполнение самого договора и гарантийных обязательств. А с 30.07.2019 вступили в силу изменения в Постановление № 1005 от 08.11.2013 в части внесения изменений в поручительство, которыми устанавливаются гарантийные обязательства.

Федеральная комиссия по связи регулирует, что является отлагательным условием в банковской гарантии по 44-ФЗ, и предъявляет особые требования к документам, выдаваемым для обеспечения отношений с государственными органами. Статья 45 определяет требования к банкам, имеющим право выпуска ценных бумаг, условия обеспечительного документа и срок его действия.

Воспользуйтесь бесплатными инструкциями от экспертов КонсультантПлюс, чтобы управлять банковской гарантией в полном объеме.

Какими бывают

Банковская гарантия классифицируется по нескольким основаниям:

    отзывная и безотзывная: в зависимости от того, имеет ли право лицо, в пользу которого она выдана, прекратить гарантийные отношения с банком по своему усмотрению. Отзывная гарантия недействительна в любое время, безотзывная гарантия действительна до истечения срока ее действия. Федеральный закон № 44-ФЗ допускает регистрацию только безотзывных опционов; прямые и косвенные: прямая гарантия выдается непосредственно банком клиенту, косвенная гарантия выдается одним банком другому банку, который уже напрямую взаимодействует с клиентом; простая, контргарантия и синдицированная: простая выдается непосредственно банком клиенту, контргарантия выдается другим банком от имени банка, в который обратился клиент, синдицированная подразумевает участие в отношении нескольких банков одновременно; ограниченный и неограниченный – при ограниченном банк предоставляет определенный перечень обязательств клиента, при неограниченном – все обязательства по договору; платно-договорная – платеж обеспечивает финансовые обязательства, договорная – исполнение обязательств по договору; условные и безусловные: первые предполагают наличие определенных факторов, наличие которых необходимо для возникновения у банка платежного обязательства, при безусловных такие факторы не устанавливаются.

Кто участвует

Возможность обеспечения исполнения договора банковской гарантией предусмотрена статьей 96 Федерального закона № 44-ФЗ. Договор заключается не ранее момента предоставления контрагентом клиента обеспечения. Если ее не предоставить, договор не заключается и участник признается уклонившимся, будущий контрагент клиента заранее подает заявление на получение банковской гарантии 44-ФЗ.

Важным требованием является выбор банка-гаранта: выбранный банк входит в перечень банков, имеющих право выпуска ценных бумаг для отношений по 44-ФЗ. Этот перечень регулярно представляется и обновляется Министерством финансов Российской Федерации. Обновленная версия есть на сайте агентства.

2 августа 2019 г вступило в силу Постановление Правительства от 18 июля 2019 г. № 919. Им были изменены требования к банкам-гарантам при государственных закупках на ближайшие два года.

В 2020 году кредитный рейтинг банка не опускается ниже уровня «В (RU)» по национальной шкале агентства АКРА и не опускается ниже уровня «ruB» по национальной шкале агентства «Эксперт РА». В 2021 году он будет не ниже «B+(RU)» по шкале АКРА и не ниже «ruB+» по шкале «Эксперт РА». Планировалось, что с 2020 года банки будут выпускать гарантии с более высокими рейтингами: «BB-(RU)» или «ruBB-». Когда поправки вступят в силу, это требование вступит в силу только в 2022 году. Требования к размеру уставного капитала не изменятся — не менее 300 млн рублей собственных средств.

В случае невыполнения принципалом обязательств по договору бенефициар вправе обратиться непосредственно в банк-гарант и получить от него необходимую сумму. После осуществления платежа в пользу бенефициара гарант имеет право взыскать уплаченную сумму с принципала.

Содержание документа

В части 2 ст. 45 44-ФЗ указано, что гарантийный документ содержит следующие условия:

    сумма – это сумма денег, которую гарант перечисляет клиенту, если принципал не выполняет своих обязательств; перечень обязательств доверителя, которые гарантируются документом; ответственность поручителя перед клиентом, если он допускает просрочку перечисления денежных средств, в размере 0,1% от неперечисленной суммы за каждый день просрочки; условие момента исполнения обязательств поручителя – момент фактического поступления денег на счет клиента; срок действия документа; прецедентным условием в банковской гарантии является случай, когда гарантия выдается до заключения договора, поэтому в ней указывается условие, что она обеспечивает исполнение будущего договора, который принципал и бенефициар заключат в результате той или иной процедуры. Необходимо указать детали и объект покупки; перечень документов, которые будут предъявлены клиенту для получения денег от банка. Этот перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 1005, является закрытым, банк не имеет права требовать каких-либо иных документов.

Постановлением Правительства №1005 утвержден перечень документов, которые должен предоставить клиент, когда клиент требует от банка выплаты денег за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств доверителем. Это документы, подтверждающие:

    расчет суммы иска; перечисление аванса доверителю, если аванс предусмотрен договором; наступление гарантийного случая, если это нарушение гарантийных обязательств принципала; полномочия лица, подписавшего требование о переводе денежных средств.

Пример уточненного расчета суммы, включенной в требование банковской гарантии, в пользу клиента:

Стороны подписали контракт на покупку 15 автомобилей. Стоимость государственного контракта составляет 15 миллионов рублей. Подрядчик поставил всего 9 автомобилей на сумму 9 млн рублей. Остальные обязательства (10 автомобилей на 10 млн руб.) он не выполнил.

При заключении госконтракта поставщик передал заказчику банковскую гарантию на сумму 5 млн руб. Для оплаты неисполненных обязательств сумма поручительства уменьшается пропорционально стоимости заключенного договора. Поставщик выполнил свои обязательства на 60%. Клиент получит гарантию в размере 5 миллионов – 60% = 2 миллиона рублей.

Где найти

Самый простой способ узнать, как выглядит банковская гарантия, — посмотреть примеры в Единой информационной системе.

Шаг 1. Перейти по ссылке «Оформление банковских гарантий» во вкладке «Дополнительная информация» в ЕИС.

оформление банковских гарантий

Шаг 2. Зайдите в расширенный поиск, если, например, вы ищете образец гарантии от конкретного банка.

Шаг 3. Введите необходимую информацию и нажмите «Искать».

В п. 8.1 ст. 45 44-ФЗ отмечает, что по состоянию на 1 июля 2018 года в ЕИС отсутствуют сведения о банковских гарантиях, которые предоставляются в качестве обеспечения заявок и исполнения договоров. Все образцы банковских гарантий доступны только с 30.06.2018 (включительно).

Есть клиенты, которые ставят банковскую гарантию при регистрации госконтракта в реестре. Вот пример того, как банковская гарантия работает для клиента.

образец банковской гарантии

Об авторе этой статьи

полина гольцова

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная профессия была юристом, юрисконсультом. В течение первых двух лет практической деятельности работал в общеправовом отделе организации, где занимался всесторонним правовым обеспечением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали государственные закупки. Я работал в службах закупок нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и торговой организации, деятельность которой связана с государственными закупками.
Занимался правовым сопровождением государственных закупок, договорной и претензионной работой, представлял интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии